28
ноября
Четверг
18:00
2013
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Астрахань, ул. Анри Барбюса, 16
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (8512) 66-76-30
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
"Музыкальная география"
I отделение

Ф. Допплер (1821-1883). Венгерская пасторальная фантазия

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Кривенко (флейта)

Л.в.Бетховен (1770 – 1827). Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анастасия Соколова (фортепиано)
II отделение

Я.Сибелиус (1865 - 1957). Концерт для скрипки с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)

Симфонический оркестр Астраханского государственного театра Оперы и Балета

Дирижер – Валерий Воронин

О программе концерта

Австро-венгерский музыкант Франц Допплер завоевал известность как флейтист-виртуоз, композитор и дирижер, много сделавший для развития национального искусства Венгрии. Долгие годы он проработал в Венской опере и Венской консерватории. Ему принадлежит ряд опер на немецком и венгерском языках, многочисленные инструментальные сочинения, в первую очередь предназначенные для флейты. Для этого инструмента Допплер создавал различные фантазии на фольклорные темы, а также на темы Шуберта, Доницетти, Бетховена и многих других композиторов. Венгерской пасторальной фантазии для флейты и фортепиано (op. 26) суждено было стать самым популярным сочинением композитора, вошедшим в репертуар многих концертирующих флейтистов. Свободная одночастная композиция Фантазии основана на подлинных фольклорных венгерских темах, разных по характеру, темпераменту, образному решению. Допплер на их основе создает яркую музыкальную картину, давая возможность слушателям совершить волшебное путешествие по живописным уголкам Венгрии.
Инструментальные концерты составляют значительную часть наследия Людвига ван Бетховена. Первые эскизы его Концерта для фортепиано с оркестром № 2 относятся к 1794 году, а уже весной 1795 года композитор исполнил его, впервые выступив в качестве солиста перед широкой аудиторией. Позднее Бетховен сделал новую редакцию сочинения, обогатив его виртуозными пассажами. Концерт № 2 во многих отношениях продолжает раннеклассические традиции, в нем мало что напоминает поздние творения Бетховена с их трагедийным содержанием, активной динамикой, сложнейшей симфонической партитурой. Лишь изредка в звучание Концерта вторгаются напряжение и страстность, предвосхищающие последующие сочинения Бетховена. Блестящая, почти моцартовская первая часть (Allegro con brio) с выразительными темами и многочисленными пассажами переходит в философское раздумье медленной второй части (Adagio), где тема передается от оркестра к солисту, приобретая в каждом проведении новые оттенки. Эту часть Концерта очень любил П.И. Чайковский. Финальное рондо (Molto allegro) завершает цикл на яркой юмористической ноте: Бетховен прибегает здесь к забавным комедийным эффектам, то вводя в тему элемент зова кукушки, но с ритмическим перебоем, то создавая образ задорной пляски, в которой нарушена равномерность ритма.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эвард Григ - включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato - Adagio di molto - Allegro ma non troppo), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Скрипичного концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.
 
Проф.З.М.Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Анастасия Соколова
Полина Борисова