24
мая
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
камерный концерт
"Весна идёт"
I отделение

Ф.Шуберт (1797-1828). Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор
Д.Шостакович (1906-1975). Струнный квартет № 6 соль мажор ор.101

Исполняет
Струнный квартет "Юма" (струнные инструменты)
II отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). "Призыв весны"
М.Мусоргский (1839-1881). Вокализ (1880)
Исп.  хор фаготов
 
И.С.Бах (1685-1750) – У.Уотерхаус (1991-2007).
Партита для флейты соло ля минор (перел. для фагота ре минор )
Исп. - Анна Жикулина
 
Ю.Фучик (1872-1916). Полька "Старый ворчун" ор.210
Исп. - квартет фаготов

Дж.Бриччальди (1818-1881). Фантазия на темы из оперы Дж.Верди "Аттила"
Исп. квартет фаготов

Г.Миллер (1904-1944) – В.Капустин (р.1947). "Лунная серенада"
Исп.  секстет фаготов

Ю.Вейсенборн (1837-1888). Полька, Марш
Исп. трио фаготов

С.Прокофьев (1891-1953). Юмористическое скерцо для четырех фаготов
А.Глазунов (1865-1936). "Эй, ухнем" (1905)
Исп.  хор фаготов

Исполнители - класс Заслуженного артиста РФ, профессора Кирилла Соколова

Исполняет – лауреаты международных конкурсов
ансамбли фаготов (духовые инструменты)

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся представитель австро–немецкого романтизма Франц Шуберт приобрел популярность, благодаря, в первую очередь, своим песням, великое множество которых было создано им за весьма короткий срок жизни. Наряду с вокальными сочинениями, известность уже после смерти композитора получили его симфонии и квартеты. Квартет № 10 — один из почти двух десятков, созданных музыкантом, — был написан в 1813 году, и в нем композитор неуклонно следует традициям Моцарта и Гайдна, привнося и столь характерный для его собственных сочинений выразительный песенный оттенок. Композитор сохраняет традиционную четырехчастную форму цикла, применяя, однако, необычный прием объединения частей: все они написаны в основной тональности Ми бемоль мажор. Энергичная первая часть (Allegro moderato) сменяется стремительным Скерцо (Prestissimo), контрастом которому выступает медленная третья часть (Adagio), приводящая к финалу(Allegro). Стихия песенности, проникшая во все сферы творчества Шуберта, явственно ощущается в квартетном цикле: мелодика частей и их структура словно порождены вдохновенными вокальными миниатюрами композитора.
К созданию струнного квартета Д. Д. Шостакович обратился сравнительно поздно, лишь в 1938 году. Но данный жанр очень быстро стал для него одним из основных. В планах композитора было написать цикл из 24-х квартетов во всех тональностях, что определило общий характер созданных им сочинений. Светлые образы квартетов № 1–6переданы через мажорные тональности, чередующиеся в терцовом соотношении (До мажор – Ля мажор – Фа мажор – Ре мажор – Си бемоль мажор – Соль мажор). Последующие квартеты переведены уже в минорную сферу.В целом же автором было создано 15 струнных квартетов — разных по настроению, по художественному осмыслению, по трактовке инструментального цикла. Квартет № 6 был закончен композитором в 1956 году в Репино. В нем нашли отражение двойственные настроения: светлые, но с оттенком драматизма (1 часть Allegretto), изящные, почти «весенние» настроения (II часть Moderato con moto), глубоко личные драматические переживания (III часть Lento), осмысление пережитого (IV часть Lento Allegretto). Любопытно применение авторского мотива DSCH (DmitriSchostakowitsch) у всех инструментов в вертикальном сопряжении в конце каждой части, где он словно ставит смысловую завершающую точку.
В наследии Л. ван Бетховена, наряду с его знаменитыми симфониями и инструментальными сонатами, выделяются камерно–вокальные сочинения. Композитор часто обращался к классической немецкой поэзии, создавая песни на стихи И. В. Гете, Х. Геллерта и других литераторов. Несколько раз композитор писал сочинения на стихи Г. Бюргера, в том числе — «Призыв весны». Яркая вокальная миниатюра гимнического характера первоначально, в том числе и русскими мастерами, была аранжирована для хорового состава, позднее же сделано ее переложение для инструментального ансамбля.
В основу ансамблевой миниатюры М. П. Мусоргского «Вокализ» положена одна из трех учебных пьес-упражнений для трех женских голосов, созданных композитором в 1880 году для певицы Д. М. Леоновой, с которой он выступал с концертами. Учебное вокальное трио «Вокализ» с его характерными песенными интонациями и подголосочной фактурой сохраняют свое очарование и инструментальной аранжировке.
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения разнообразных инструментальных циклов, в том числе и для скрипки соло. Партита обычно включает пятьтрадиционных частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), Жига (быстрый народный танец кельтского происхождения), Чакона (испанский танец, исполняемый в быстром темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет). Однако, Бах в Партите ре минор выходит далеко за пределы просто танцевальной сюиты, создавая инструментальный цикл, представленный разнохарактерными пьесами, объединенными сквозной музыкальной идеей. Особую популярность завоевала Чакона, часто исполняемая как самостоятельная концертная пьеса.
События в России 1905 года нашли отражение в творчестве русских композиторов. Известный музыкально-общественный деятель В. В. Стасов высказал мысль о необходимости создания гимна освободительному движению на основе фольклорных песен, чему и последовали композиторы. Самой востребованной темой оказалась знаменитая «Дубинушка» («Эй, ухнем!»). В 1905 году А. К. Глазунов делает обработку песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра (она часто исполнялась как симфоническое произведение), в которой сохранены основные черты первоисточника: горестная заунывная мелодия, тяжелое, мерное движение, многократный повтор основного возгласа. Уже после Глазунова, в 1905 году Н. А. Римский-Корсаков делает обработку авторского варианта песни «Дубинушка» для симфонического оркестра. Характер песни и ее смысловое наполнение обеспечили ей долгую художественную жизнь в дальнейшем и не только в русской традиции: в 1922 году испанский композитор Мануэль де Фалья сделал аранжировку песни; под названием «Canto de los remeros del Volga (del cancionero musical ruso)» она предназначалась для сбора благотворительных средств пострадавшим в Первой мировой войне, а в 1941 году инструментальную аранжировку песни («The Song of the Volga Boatmen») осуществил знаменитый Глен Миллер.
Юлиус Фучик — австро-венгерский композитор и фаготист чешского происхождения, автор произведений разных жанров, известен сейчас лишь несколькими своими пьесами. Но среди них выделяются знаменитый цирковой «Выход гладиаторов», и в наши дни сопровождающий выступления мастеров арены, а также забавная Полька «Старый ворчун» — небольшая шуточная пьеса, изящно и с тонким вкусом имитирующая старческое бормотанье.
Джулио Бриччальди — известный в свое время итальянский флейтист и композитор, профессор консерватории во Флоренции, многое сделавший для усовершенствования инструмента и получивший прозвище «Паганини флейты». Среди написанных им сочинений выделяются многообразные аранжировки произведений В. Беллини, Г. Доницетти и особенно Д. Верди, на музыкуиз опер которого были созданы «Каприччио на темы из оперы “Эрнани”», «Каприччио на темы из оперы “Ломбардцы”», «Фантазия на темы из оперы “Травиата”» и многие другие. Особую известность получила «Большая фантазия на темы из оперы “Аттила”» для флейты и фортепиано. Эта опера была написана Джузеппе Верди в 1846 году, композитора чрезвычайно увлек исторический сюжет о героической стойкости Древнего Рима в борьбе с завоевателями, и он считал оперу одним из лучших своих сочинений. Пламенные, выразительные темы послужили основой для виртуозного концертного сочинения Бриччальди, которое в настоящее время существует в переложениях для многих инструментов.
Вышедшая в 1941 году на экраны США кинокартина режиссера Б. Хамберстоуна «Серенада солнечной долины» стал одним из самых известных музыкальных фильмов, с триумфом прошедших по экранам всего мира. Картина заслужила три номинации на премию «Оскар», была признана одной из лучших музыкальных картин в истории. Но славу фильму принесли не захватывающий сюжет или участие знаменитостей; самой запоминающейся для миллионов зрителей стала музыка Гарри Уоррена, блистательно аранжированная и исполненная оркестром под управлением Гленна Миллера. Главная музыкальная тема фильма «Лунная серенада» приобрела особую популярность. На ее основе созданы многочисленные обработки и фантазии для различных инструментальных составов. В сегодняшнем концерте она прозвучит в аранжировке для шести фаготов В. Капустина.
Автор знаменитой «Школы для фагота», известный немецкий музыкант Христиан Юлиус Вейсенборн прославился как выдающийся исполнитель и педагог, многие годы преподававший в Лейпцигской консерватории. Для своих учеников он создавал многочисленные пьесы, на которых затем учились все фаготисты мира, а также ряд концертных пьес, в том числе знаменитый Марш, вошедший в репертуар многих исполнителей.
В 1906–1913 годах С. С. Прокофьев написал несколько разнохарактерных миниатюр, позднее объединенных в цикл «Десять пьес» ор. 12, в состав которого входило блестящее, виртуозное «Юмористическое скерцо». Б. В. Асафьев писал о цикле: «Новая серия пьес смелого юного творца звуковых радостей, равно далеких от формального академизма и от утонченностей и пряностей импрессионизма, блещет той жизненной непосредственностью, яркостью, искренностью и бодростью, от чего мы так отвыкли за последнее время, робко приучив себя ценить музыку, исходя не от переживаний, а от стилизации переживаний». Юмористическое скерцо с подзаголовком «для четырех фаготов» предваряется эпиграфом из «Горя от ума» А. С. Грибоедова: «...А тот — хрипун, удавленник фагот...», и посвящено оно профессору Н. Н. Черепнину, у которого Прокофьев учился в Петербургской консерватории.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин