19
сентября
Среда
19:00
2012
Стоимость билетов:
100-150 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
камерный концерт
общедоступный концерт
I отделение

А. Тансман (1897-1986) Cонатина для фагота и фортепиано
В.- А. Моцарт (1756-1891) Концерт для фагота с оркестром си-мажор
К. Вебер (1786-1826) Венгерская фантазия
А. Луппов (р.1929) Концерт для фагота с оркестром

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Никитченко (фагот)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Наталья Фролова

Д. Поппер (1843–1913) Венгерская рапсодия

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Киняев (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок
II отделение

И. С. Бах (1685-1750) Соната для флейты и чембало си-минор BWV 1030
Э. Боцца (1905-1991) Образы для флейты соло

Исполняет - лауреат международных конкурсов
Кристина Панова (флейта)

Л. Боккерини (1743-1805) Соната для виолончели и фортепиано ля-мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Киняев (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

О программе концерта

Имя Александра Тансмана (1897—1986) – польского композитора, пианиста и дирижера — сравнительно редко появляется на наших концертных афишах. Большую часть своей жизни композитор прожил во Франции, что сказалось на особенностях музыкального языка его сочинений. Он тесно сотрудничал с И.Ф. Стравинским, что также нашло отражение в произведениях разных жанров. В 1952 году А. Тансманом была написана Сонатина для фагота и фортепиано, которую он посвятил известному французскому фаготисту Гюставу Дерену. Небольшая по размерам Сонатина включает три разнохарактерные части, где первая часть (Allegro con moto) построена как драматичный монолог фагота и фортепиано, вторая (автор предпосылает ей название «Ария») – традиционно лирическая, здесь фагот звучит не совсем обычно, исполняя мягкую, кантиленную мелодию. Третья часть – бравурное Скерцо, где исполнителю предоставляется возможность раскрыть все выразительные и технические особенности инструмента.

Жанр инструментального концерта был широко представлен в творчестве В.А. Моцарта (1756-1791): возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Концерт для фагота с оркестром был сочинен Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге. Фагот в то время редко звучал как солирующий инструмент, и даже в оркестре ему, как правило, поручалось удвоение партии виолончелей. Но для молодого Моцарта избрание данного инструмента как солирующего оказалось очень важным: композитор оценил его выразительные и технические возможности: большой диапазон, богатство регистровых тембров, подвижность, благородство и красоту звучания. «Галантный» стиль, в котором написано сочинение, выдержан на протяжении всех трех частей (1. Allegro, 2. Andante ma Adagio, 3. Rondo. Tempo di Menuetto). Технически трудная партия солиста передает контрастность настроений, разнохарактерность эпизодов, где отчетливо проявляются возможности инструмента.

Известным музыкантом XX века, профессором Московской консерватории И.И. Костланом (1877-1953) были написаны каденции к концерту Моцарта. По мнению исполнителей, данные каденции, «может быть, и несколько растянутые, все же выгодно отличаются от каденций других авторов своей органичной близостью к музыке Моцарта».

Для творчества крупнейшего немецкого композитора Карла Марии Вебера (1786-1826), автора всемирно известной оперы «Вольный стрелок», было характерно обращение к разнонациональным сюжетам и темам. В свои сочинения он вводил музыкальные интонации многих народов - русского, цыганского, норвежского и др. Созданная им Венгерская фантазия отражает подчеркнутый интерес композитора к духовым инструментам, разнообразно проявившийся в его партитурах и концертных пьесах. Красочный колорит, новые звуковые и технические приемы, выразительные венгерские темы, «фантазийно» представленные в специфическом тембре фагота, определили устойчивое включение этого сочинения в исполнительский репертуар.

Творчество Анатолия Борисовича Луппова (род. в 1929), известного татарского и марийского композитора, отмечено активной разработкой национальных элементов. Сюжеты, мелодии, инструментарий находят отражение во многих сочинениях А.Б. Луппова, среди которых — Татарское каприччио (1970), Марийское каприччио (1973), балет «Лесная легенда» (1971), симфония для струнных «Кара урман» (1995) и др. Особое направление в творчестве композитора получил жанр инструментального концерта, где партии солистов поручены духовым инструментам – флейте, гобою, трубе и проч. Среди них особое место занимает Концерт для фагота с оркестром (1967). Композитор создает его как одночастное сочинение, в котором, однако, отчетливо выделяются три традиционных раздела — начальное динамичное Allegro, выразительно Andante, блистательное финальное Allegro vivo. Композитор органично вплетает в партии солиста и оркестра темы народных лирических песен и зажигательных танцев, создавая на их основе сочинение, отличающееся выразительным тематизмом и ярким темпераментом.

Выступления чешского виолончелиста и композитора Давида Поппера (1843-1913) были широко представлены в Европе во второй половине XIX — начале ХХ века. Он гастролировал с большим успехом во многих странах, в том числе и в России, выступал в ансамблях с Ф. Листом, И. Брамсом, А.Г. Рубинштейном, С. Ментер, А.Н. Есиповой, Л. Ауэром. Он вел класс виолончели, и в педагогической практике широкой известностью пользуются его «40 этюдов большой трудности» (соч. 73). Среди множества сочинений для виолончели Д. Поппера — 4 концерта с оркестром, Реквием для 3-х виолончелей с оркестром, Фантазия на темы украинских песен и другие. В своей Венгерской рапсодии (ор. 68) композитор продолжает традиции Ф. Листа, с которым был тесно связан. Свободная одночастная форма, яркие, зажигательные народные мелодии и богатая ритмическая палитра, имитация приемов игры на народных инструментах сделали сочинение одним из самых известных концертных сочинений в наследии композитора.

Значение духовых инструментов в творчестве И.С. Баха (1685-1750) очень велико. Композитор широко использовал их в своих сочинениях, поручая им передачу важнейших эмоционально-образных и драматургических элементов звучания. Особенно ярко это проявилось в камерно-инструментальном наследии композитора, где представлены и произведения для флейты, в том числе – три флейтовые сонаты, написанные в Кётенский период в 1717-1723 годах. Они стали важной вехой в истории флейтового исполнительского искусства, хотя диапазон сольного инструмента здесь еще сравнительно небольшой. Соната си-минор для флейты и чембало (BWV 1030) решена композитором как традиционный для этой эпохи цикл из трех частей с подвижными крайними частями и медленной средней. Подвижные части в первую очередь раскрывают богатые возможности флейты: здесь отчетливо обозначены яркая образность, активность и динамика мелодии, сложность ритма с его бесконечной игрой синкопами и триолями — и в то же время разнообразные полифонические приемы в ансамбле с чембало, тщательно проработанная фактура. Контрастная медленная часть (для нее введено указание: Largo e dolce - Протяжно и нежно) дают возможность исполнителю передать певучесть инструмента, поэтичность и легкость его звучания.

Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца (1905-1991) – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Боцца продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси: Баллада для бас-кларнета и фортепиано, Соната для гобоя и фортепиано, Сонатина для брасс-квинтета и многое другое. «Образы» для флейты соло (ор. 38) композитор создал в 1939 году. Выразительная мелодика, яркая образность, богатство и разнообразие исполнительских приемов сделали произведение композитора равно известным в среде как профессиональных исполнителей, так и слушателей.

В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини (1743-1805) виолончель играла особую роль: уже с 13 лет он выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виолончелиста-виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), он постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих и в наши дни в репертуар исполнителей. Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Его Соната для виолончели и фортепиано ля мажор, входящая в состав сборника из 6 сонат, представляет собой образец ранней сонаты. Три части соотносятся между собой по принципу «медленно-быстро-медленно». Выразительная первая часть (Adagio) c характерными инструментальными украшениями сменяется активной второй частью (Allegro), завершаясь финалом (Affettuoso), который, раскрывая значение термина, действительно звучит «очень нежно, страстно, порывисто».

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин