26
октября
Среда
19:00
2011
Стоимость билетов:
100 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
общедоступный концерт
I отделение

И. Брамс (1833-1897) Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор ор.38
С. Санкей (1927-2000) Кармен-фантазия
С. Кусевицкий (1874-1951) Четыре пьесы для контрабаса и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Мария Черноусова
II отделение

Русская народная песня "Ванечка, приходи"
Ф. Гендель (1685-1759) Ария Клеопатры из оперы "Юлий Цезарь"
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) Романс "Пленившись розой, соловей" ор.2 №2

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анастасия Леонова (сопрано)

Дж. Пуччини (1858-1924) "Рассказ Мими" из оперы "Богема"
С. Рахманинов (1873-1943) Романс "Ночью в саду у меня" ор.38 №1
П.И. Чайковский (1840-1893) Романс "Скажи, о чем в тени ветвей" ор.57 №1

Исполняет
Евгения Руцкая (сопрано)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

О программе концерта

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op.38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса (1833-1897) была написана  в 1862-65 годах. Три ее части  (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла. Соната существует и в переложении для контрабаса с фортепиано.
 
Стюарт Санкей (1927–2000) – один из самых известных американских исполнителей и педагогов-контрабасистов ХХ века. Он играл в оркестрах под руководством многих выдающихся дирижеров – С. Кусевицкого, Л. Бернстайна, Г. Караяна и других, сотрудничал с И. Стравинским. В течение почти 50-ти лет Санкей преподавал в музыкальной школе Аспен, работал в университетах Техаса, Индианы и Мичигана. Ему принадлежит большое количество переложений, намного расширивших репертуар контрабаса и раскрывших его способность выступать в качестве сольного инструмента. Особую популярность среди произведений Санкея получила «Кармен-фантазия», написанная на темы знаменитой оперы Ж. Бизе, где солирующему инструменту удалось в полной мере передать и лирико-танцевальную, и трагическую сторону образа героини.
 
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого (1874-1951) – русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве композитора Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар.
 
Русская народная песня «Ванечка, приходи» принадлежит к числу юмористических фольклорных сочинений. Забавная по тексту, разноплановая по характеру, песня вошла в репертуар многих отечественных исполнителей.
 
Опера «Юлий Цезарь» – одна из лучших в творчестве Г.Ф. Генделя (1685-1759) – была написана композитором в 1724 году для Лондонского театра. Образ великого римского полководца и история его жизни не раз представали в произведениях искусства – в живописи, литературе, театре разных эпох. Гендель создал свое произведение в традициях итальянской оперы-seria, введя в нее много новых элементов. Характерная для данного жанра тема «любовь и война» раскрыта композитором в возвышенном стиле. Образ Клеопатры – царицы Египта – получил у Генделя многоплановое выражение: она предстает то как лирическая, то как трагическая героиня, для передачи ее состояний композитор вводит целый ряд сольных номеров и использует необычайно богатые вокальные и инструментальные средства.
 
Романс «Пленившись розой, соловей» («Восточный романс») относится к ранним произведениям Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908): он был написан в 1866 году. Композитор создавал его в популярном тогда «ориентальном» стиле с характерными приемами выразительности: прихотливая вокальная партия с обилием украшений, изящный аккомпанемент с изобразительными деталями. Любопытно, что в основе романса лежат стихи русского поэта Алексея Кольцова, написанные как «подражание Пушкину» с характерными образами Розы и Соловья. На тот же текст в разные годы были написаны романсы А.Г. Рубинштейна, А.К. Глазунова и других композиторов.
 
Лирическая опера Джакомо Пуччини (1858-1924) «Богема», написанная в 1896 году, посвящена жизни молодых, талантливых, но бедных поэтов, художников, музыкантов, живущих в знаменитом Латинском квартале Парижа. Мими – одна из героинь оперы, ее рассказ «Зовут меня Мими» – это повествование, обращенное к юноше Рудольфу, о собственной скромной, одинокой жизни. Изящные лирические интонации, прозрачная фактура, чередующиеся речитативные и ариозные эпизоды делают сцену одной из самых запоминающихся в этой опере.
 
Осенью 1916 года Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) создает цикл камерно-вокальных произведений опуса 38, которые определяет как «Шесть стихотворений для голоса с фортепиано». Таким названием композитор подчеркивает особую значимость поэтического текста и свою задачу – передать средствами музыки его удивительную красоту. В результате рождается вокальный цикл с тончайшей нюансировкой вокальной партии и выразительной фортепианной партией, которая перестает быть просто аккомпанементом и становится полноправным участником дуэта. Для первого произведения цикла «Ночью в саду у меня» Рахманинов избирает стихи Александра Блока, основанные на тексте армянского поэта Аветика Исаакяна. Столь удивительное сочетание поэтических имен определяет характер музыкального прочтения стихотворения: в русские интонации как бы вплетаются интонации армянских напевов, придающие звучанию необычайную красоту и вдохновенность.
 
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создавал романсы на протяжении всей жизни. Исследователи его творчества называют романсы «лирическим дневником» композитора. «Скажи, о чем в тени ветвей» был написан в 1884 году на стихи В.А. Соллогуба. Чайковский посвятил его Ф.П. Комиссаржевскому – известному лирико-драматическому тенору, педагогу. Свойственная романсам композитора выразительность мелодики, искренность высказывания, многоплановость фортепианного сопровождения в полной мере проявляются и в этом романсе.
Профeссор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин