24
сентября
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
200 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

В.- А. Моцарт (1756-1791) Концерт для кларнета с оркестром A-dur KV622
К. Дебюсси (1862-1918) Первая рапсодия для кларнета с оркестром L116

Солист – лауреат международных конкурсов
Данила Ефремов (кларнет)
II отделение

C. Рахманинов (1873-1943) Концерт №3 для фортепиано с оркестром ор.30

Солист – лауреат международных конкурсов
Николай Саратовский (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Народный артист России Максим Федотов

О программе концерта

Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор, был одним из последних законченных произведений В. А. Моцарта и самым известным концертом в репертуаре кларнетистов. Композитор создал Концерт в 1791 году для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Моцарт сохраняет здесь традиционный трехчастный цикл (Allegro-Adagio-Rondo), как бы подводя итог жанру инструментального концерта в своем творчестве. Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, как будто композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, по–моцартовски выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль в Концерте играет вторая, медленная часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения – нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, подчас несущее у Моцарта юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие звучания сольного инструмента.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение.
Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в Рапсодии сохраняет верность данному художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Третий концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова является одним из непревзойденных образцов своего жанра. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо обозначив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б.В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра.
Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей Концерта.
Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В Концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна.
Третья часть концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы Концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Даниил Ефремов
Николай Саратовский