28
августа
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

И. Стравинский (1882-1971) Дивертисмент из балета «Поцелуй феи»
Е. Цимбалист (1889-1985) Фантазия на темы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елена Корженевич (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Николай Кожин
II отделение

Ф. Лист (1811-1886) Испанская рапсодия
С. Рахманинов (1873-1943) Вариации на тему Корелли
Ф. Крейслер (1875-1962) - С. Рахманинов. «Радость любви»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Николай Кожин (фортепиано)

О программе концерта

В 1928 году, в память о П.И. Чайковском И. Ф. Стравинский создал балет-аллегорию «Поцелуй феи» по сказке Г. X. Андерсена «Ледяная дева» («Снежная королева»). В Предисловие автор указал: «Я посвящаю этот балет памяти Петра Чайковского, отчасти потому, что вижу родство его музы с феей этой аллегории. Муза точно также отметила великого артиста своим роковым поцелуем, таинственная печать которого ощутима во всех его творениях». Стравинский не просто посвятил свое сочинение Чайковскому, он также использовал ряд его тем: романсы «Колыбельная в бурю», «Нет, только тот, кто знал» и «Зимний вечер», мотивы из Баллады Томского, «Детского альбома», «Спящей красавицы» и другие. Темы Чайковского в «Поцелуе феи» Стравинский преобразовывал уже в своем стиле, выделяя небольшие обороты и произвольно сопоставляя их. Позднее Стравинский сделал несколько обработок балета, создав в том числе в 1947 году Дивертисмент для скрипки и фортепиано. Он включает следующие части: I. Увертюра. II. Швейцарские танцы. III. Скерцо. IV. Па-де-де: Адажио. V. Вариации. VI. Кода.
Выдающийся американский скрипач и композитор Ефрем Цимбалист родился в Ростове-на-Дону, был выпускником Петербургской консерватории, которую он закончил по классу виднейшего педагога Л. Ауэра в 1907 году, то есть в последние годы работы в ней Н.А. Римского-Корсакова. С 1911 года он постоянно жил в США, гастролируя в различных странах мира, в том числе в СССР. Цимбалист был членом жюри нескольких конкурсов П.И. Чайковского. Свой концертный репертуар музыкант пополнял собственными сочинениями, в числе которых немалое место занимает жанр фантазии на темы из различных опер, например, «Кармен» Ж. Бизе и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Обращение к последней опере русского композитора стало своеобразной данью памяти великого художника. Использовав все основные мелодии оперы (тему Петушка, арию Шемаханской царицы и др.), Цимбалист создает яркую, виртуозную концертную пьесу свободной формы, словно заново разворачивая перед слушателями события вечной, неумирающей сказки.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного на фольклорные темы, обычно в свободной форме и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора и его Испанская рапсодия ставили основной задачей передать красоту подлинных народных мелодий – венгерских, испанских, цыганских. Испанская рапсодия (1863) стала произведением, в котором композитор сделал уточнение по отношению к основным разделам: «Folies d'Espagne» (одна из самых известных испано-португальских старинных тем, в переводе с португальского означает «страсть»; она сумрачно и торжественно звучит в рапсодии сразу после бравурного вступления) и «Jota aragonesa» («Арагонская хота», данная тема использована также в одноименном сочинении М.И. Глинки). Во время поездки в Испанию в 1845 году Лист создал «Большую концертную фантазию на темы испанских мелодий», которую впоследствии переработал в Испанскую рапсодию. Ярко национальная, пронизанная звуками и красками Испании, по-листовски виртуозная, рапсодия является одним из самых исполняемых фортепианных сочинений композитора.
Вариации на тему Корелли ор. 42 были написаны С.В. Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года во Франции. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора 17 века А. Корелли, который включил в свое сочинение уже упоминавшуюся тему старинной португальской танцевальной «фолии» и которую позднее использовали многие композиторы, в числе которых — А.Вивальди, Ф.Лист, А.Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределяет общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13 и 14 вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям, словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. «Скрытая программность» сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Dies irae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность.
Вариации на тему Корелли Рахманинов посвятил знаменитому австрийскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру (1875-1962). Их связывали дружеские и творческие контакты, в конце 1920-х годов дуэт великих музыкантов записал ряд выдающихся произведений скрипичного репертуара. Крейслер создал для концертной эстрады обработки для скрипки с фортепиано романса Рахманинова «Маргаритки», а также фрагмента из Фортепианного концерта № 2. Особенно ярким свидетельством содружества музыкантов стало появление рахманиновских транскрипций двух вальсов Крейслера — «Муки любви» и «Радость любви». Второй из них включен в программу концерта.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин