26
июня
Вторник
19:00
2012
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Чайковский. Любимое» Романсы и пьесы
I отделение

П. Чайковский (1840-1893) Пьесы из цикла "Времена года", ор.37 bis, №5 и №6:
Май - "Белые ночи"
Июнь - "Баркарола"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Орловецкий (фортепиано)

Романсы:
Средь шумного бала (сл. А.К.Толстого)
Погоди (сл. Н. Грекова)
Я ли в поле да не травушка была (сл. И.Сурикова)
Кабы знала я ... (сл. А.К.Толстого)

Исполняет – Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра
Елена Миртова (сопрано)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Орловецкий
II отделение

Романсы:
Забыть так скоро… (сл. А.Апухтина)
Серенада (сл. К.Р)
Песнь Земфиры (сл.А.Пушкина)
Ни слова, о друг мой (сл. М.Гартмана, пер. А.Плещеева)
Скажи, о чём в тени ветвей (сл. В.А.Соллогуба)

Романсы для сопрано, виолончели и фортепиано:
Слезы (сл.Ф.Тютчева)
В огороде возле брода (сл. Т. Шевченко, пер. И. З. Сурикова)
Минула страсть (сл. А.К.Толстого)

Исполняет – Заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра
Елена Миртова (сопрано)
Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Орловецкий (фортепиано)

О программе концерта

Известный фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н.М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам был предпосланы эпиграфы. Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал в нем столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Включенным в программу концерта двум пьесам были даны следующие подзаголовки: «Май» «Белые ночи» и «Июнь» «Баркарола». Их поэтические эпиграфы — первый из стихотворения А.А. Фета, второй из стихотворения А.Н. Плещеева — тонко передают музыкальное настроение пьес:
Май «Белые ночи»
«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!»
Июнь «Баркарола»
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».

В 1873 году Петр Ильич Чайковский создает «Шесть пьес» для фортепиано опуса 19. Цикл, включающий разнохарактерные, выразительные пьесы, завершался «Темой с вариациями». Простая, безыскусная мелодия мягкого, напевного характера представлена здесь в 12 разнохарактерных вариациях, обретая в каждой из них многочисленные оттенки: она звучит поочередно как лирическое высказывание, виртуозная токката, блестящее аллегро и др. Некоторые из вариаций Чайковский сопроводил уточнением: «В стиле мазурки» (9 вариация), «В стиле Шумана» (11 вариация), создавая таким образом дополнительные музыкальные аллюзии. Завершает цикл бравурная кода, утверждающая преображенный характер темы.

Жанр романса занимает важное место в творчестве Петра Ильича Чайковского. В одном из своих писем он отмечал: «В сущности стихи и музыка так близки друг к другу!». Именно поэзия, с точки зрения Чайковского, являлась определяющей при создании произведений, поэтому он пишет: «Главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений». Эти принципы композитор исповедовал на протяжении всего творческого пути.

Одним из самых любимых поэтов П.И. Чайковского в течение всей жизни оставался А.Н. Апухтин. Их связывало многое: они вместе учились в Училище правоведения, в дальнейшем часто гостили друг у друга, и даже годы их жизни оказались одинаковыми. Из шести романсов, написанных Чайковским на стихи Апухтина, «Забыть так скоро» (1870) оказался одним из самых популярных. Мягкая лирическая интонация в начале романса получает в драматические моменты грозное звучание с тем, чтобы в конце обрести оттенок безысходности. Эта сложная гамма чувств передается композитором с удивительном мастерством.

К творчеству А.К. Толстого П.И. Чайковский обращался также неоднократно. Он ценил образность, эмоциональность, художественный слог поэта, оказавшиеся созвучными ощущениям самого композитора. На стихи Толстого Чайковским сочинено 11 романсов, в числе которых – «Средь шумного бала» — один из шедевров русской вокальной лирики. Он написан в ритме вальса, который часто использовался композитором для создания поэтичных образов в разных жанрах. К самым известным романсам на стихи Толстого относится и «Кабы знала я», где Чайковский воссоздает характерные черты русской народной песни. На стихи Толстого композитором написаны также 2 вокальных дуэта, в том числе – «Минула страсть». Захватывающая сила чувства, драматизм и отчаяние, столь часто слышимые в сочинениях композитора, позволили ему и в этом вокальном произведении создать яркую, почти театральную сцену, предвосхищающую страницы многих его оперных сочинений. Партию второго участника дуэта часто поручают какому-либо инструменту, в сегодняшнем концерте она прозвучит в исполнении виолончели.

Очень часто Чайковский обращался к стихам поэта, известного как «К.Р.» (за этими буквами скрывалось имя Великого князя Константина Романова). Среди лучших романсов на его тексты — «Серенада». Традиционный жанр — песня под окном возлюбленной — неоднократно привлекал внимание Чайковского, и в данном романсе он сохранил его характерные черты.

Романс «Скажи, о чем в тени ветвей» был написан композитором в 1884 году на стихи В.А. Соллогуба. Чайковский посвятил его Ф.П. Комиссаржевскому — известному лирико-драматическому тенору, педагогу. Свойственная романсам композитора выразительность мелодики, искренность высказывания, многоплановость фортепианного сопровождения в полной мере проявляются и в этой вокальной миниатюре.

Романс в характере русской народной песни «Я ли в поле да не травушка была» создан Чайковским на текст поэта-самоучки И.З. Сурикова, многие стихи которого воспринимаются сейчас как фольклорные (среди них — широко известные «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Степь да степь кругом» и др.). Композитор опирается на подлинные народнопесенные интонации, создавая выразительную вокальную пьесу в русском стиле.

Среди самых любимых романсов Чайковского стоит выделить лирическое признание «Хотел бы в единое слово», написанное на стихи Г. Гейне в переводе Л.А. Мея. Взволнованный характер, мелодия, насыщенная восходящими возгласами с ниспадающими ответными интонациями, беспокойный ритм — все это создает образ страстной мольбы, остающейся без ответа. Близок данному романсу вокальный монолог «Ни слова, о друг мой» на слова М. Гартмана в переводе А.Н. Плещеева.

К тексту «Песни Земфиры» («Старый муж, грозный муж…») из знаменитой пушкинской поэмы «Цыганы» до Чайковского обращались многие композиторы. Вслед за предшественниками создает свой романс в молодые годы и Чайковский: ему также оказались близки цыганские элементы, подчеркнувшие вдохновенность и страстность монолога. Своему романсу композитор предпосылает эпиграф – фрагмент поэмы: «Или под сенью дымной кущи Цыгана дикого рассказ?», создающий в романсе иллюзию оперного эпизода.

Ф.И. Тютчев также был одним из любимых поэтов Чайковского, он считал его «очень большой поэтической величиной». Из поэзии Тютчева особенно часто композиторами использовалось стихотворение «Слезы людские». Чайковский также создает на этот текст выразительный вокальный дуэт «Слезы», отличающийся особой проникновенностью и искренностью высказывания. В концерте партию второго голоса поручено исполнять виолончели.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Алексей Орловецкий
Елена Миртова