05
марта
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
200 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Ж. Дюпор (1749–1819) Концерт №5 для виолончели с оркестром Ре-мажор
Й. Гайдн (1732-1809) Концерт №1 для виолончели с оркестром До-мажор, Hob.VIIb:1

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
II отделение

Л. Бетховен (1770-1827) Концерт №1 для фортепиано с оркестром До-мажор ор.15
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Максим Кинасов (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

О программе концерта

Жан Пьеp Дюпор — старший из двух братьев, известных французских виолончелистов и композиторов. Он гастролировал по всей Европе, привлекая слушателей мощностью и красотой звучания инструмента, демонстрируя чудеса виртуозности и блеска. В годы работы в Берлине Дюпор тесно общался с Л. ван Бетховеном, который написал для него и исполнил вместе с ним две виолончельные сонаты. Из собственных сочинений Ж. П. Дюпора получили известность его сонаты, концерты, этюды, в которых впервые были заложены разнообразные приемы исполнительской виолончельной техники. Музыкант играл на виолончели прославленного итальянского мастера Антонио Страдивари, которая позднее получила название «Страдивари Дюпора». В настоящее время она считается самой дорогой из существующих виолончелей, на ней в 1974-2007 годах играл М. Ростропович.
Соната для виолончели и фортепиано ре мажор Дюпора несет на себе характерные черты французской инструментальной традиции, в которой отчетливо проявляются черты ранней классической сонаты. Трехчастный цикл (I. Allegro. II. Andante. III. Minuetto con Variationi) последовательно переводит звучание от темпераментной первой части к лирике второй и далее к привлекательному финалу, который автор выстраивает как Менуэт и четыре вариации на его тему. Тема менуэта впоследствии была использована В.А. Моцартом, создавшим на ее основе знаменитый цикл «Девять вариаций» (K. 573). В переложении для оркестра, включенном в программу сегодняшнего концерта, усилены выразительные черты фортепианной партии Сонаты Дюпора, расширены ее тембровые возможности. Вместо камерно-инструментального звучания Соната обрела силу и богатство оркестра, что в целом не противоречит художественному замыслу композитора.
 
В значительном по масштабам инструментальном наследии Йозефа Гайдна жанр инструментального концерта занимает основное место. Всего композитором написано 35 сочинений для разных инструментов, но известность приобрели лишь очень немногие из них. Концерт для виолончели с оркестром №1 был написан композитором предположительно в 1765 году для своего друга Й. Вейгля, бывшего основным виолончелистом в оркестре князя Н. Эстергази. В наши дни о концерте стало известно лишь в 1961 году, когда в Пражском национальном музее были обнаружены ноты этого произведения. Концерт относится к числу ранних сочинений Гайдна, он создавался в период работы композитора над симфониями №7 и №8, но в нем уже отчетливо проявляются черты инструментального мышления музыканта. Гайдн, с одной стороны, продолжает барочные концертные традиции, с другой уже четко обозначает форму сонатно–симфонического цикла. Трехчастная структура Концерта (I. Moderato. II. Adagio. III. Allegro) предвосхищает строение многих сочинений композитора. Первая часть с ее активным ритмическим движением и выразительной партией солиста переходит в спокойную, умиротворяющую вторую часть, и все завершается блестящим, виртуозным финалом.
 
Работа над первым из пяти концертов для фортепиано с оркестром была завершена Людвигом ван Бетховеном в 1798 году. Его определяют как Первый концерт, хотя хронологически ранее был написан Второй концерт. Бетховен посвятил Концерт №1 княгине Барбаре Одескальки, прекрасной исполнительнице фортепианных произведений композитора. Позднее Бетховен создал три разных каденции к первой части, а также каденцию к финалу. По сравнению с последующими, Концерт №1 выделяется своим подчеркнуто помпезным характером, что проявляется и в характере партии солиста, и в использовании полного состава оркестра. Он во многом продолжает традиции классических моцартовских концертов, но в то же время в нем отчетливо слышны бетховенские черты, ведущие к Героической симфонии. Первая часть (Allegro con brio), соединяющая маршевое начало в главной партии и «галантность» в побочной, сменяется лирикой второй части (Largo), где мягкая, выразительная тема, многократно изменяемая на протяжении всего раздела, позволяет услышать и драматические нотки, предвосхищающие ноктюрны Ф. Шопена. Третья часть (Rondo. Allegro scherzando) – стремительно рондо — переводит действие в иной план, где господствует танцевальность, и где композитор использует интонации австрийских фольклорных песен, в том числе близких по характеру уличным песенкам Вены. Комическое скерцозное начало, обозначенное автором, раскрывается им в разных аспектах, благодаря богатому тематическому и ритмическому варьированию, специфическим инструментальным тембровым эффектам.
 
Профессора З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Максим Кинасов