28
апреля
Среда
19:00
2010
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Л. Ларсен (1908-1986) Концерт для саксофона с оркестром ор.14

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Кузичев (саксофон)

С. Рахманинов (1873-1943) Ария Франчески из оперы "Франческа да Римини".
Дж.Верди (1813-1901) Ария Джильды из оперы "Риголетто".

Солистка
Анна Бондарь (сопрано)
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849) Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми минор ор.1

Солистка – лауреат международных конкурсов
Наталья Соколовская (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный деятель искусств РФ Александр Полищук

О программе концерта

Саксофон принадлежит к числу сравнительно «молодых» духовых музыкальных инструментов. Он был сконструирован в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и назван его именем. Сначала инструмент использовался в духовом оркестре, позднее стал включаться в состав симфонического оркестра (в том числе Гектором Берлиозом), и затем уже стал рассматриваться как сольный. Наибольшую популярность саксофон завоевал, как известно, в джазе, что не мешает ему активно использоваться в жанрах классической музыки как в составе оркестра, так и в качестве выразительного солирующего инструмента. Одним из первых авторов в этом отношении был А.К. Глазунов, написавший в 1931 году Концерт для саксофона с оркестром.
Концерт для саксофона с оркестром известного шведского композитора Ларса-Эрика Ларсена (1908-1986), автора симфонических, камерно-инструментальных произведений, музыки для радио, кино и театра, был написан в 1934 году. Автор на протяжении всего творческого пути тяготел к концертному жанру, среди написанных им сочинений выделяются 12 концертино для солирующих инструментов и струнного оркестра (1953-1957), концерты для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром и другие. Ларсена называли «народным, остроумным, непредсказуемым композитором». Жемчужинами его творчества стали «Пасторальная сюита» и «Переодетый Бог».Эклектизм, характерный в целом для стиля композитора и сочетавший черты позднего романтизма и додекафонии, проявился и в Концерте для саксофона. Композитор сохраняет в нем традиционную трехчастную форму (I.Allegro molto moderato II.Adagio III.Allegro scherzando), но создает в ее рамках яркую, многоплановую композицию с выразительной партией солиста и использованием современных оркестровых приемов.
 
Опера «Франческа да Римини» была закончена С.В. Рахманиновым в 1905 году. В основу оперы, либреттистом которой выступил М.И. Чайковский, был положен сюжет одного из эпизодов «Божественной комедии» Данте. Опера состоит из нескольких разделов: пролог, где сопровождаемый по аду Вергилием Данте встречается с тенями Паоло и Франчески; сцена в покоях Ланчотто, мужа Франчески, терзаемого муками ревности; лирическая сцена главных героев Паоло и Франчески (Сцена в саду), краткий эпилог. Общий план оперы был в целом близок плану одноименной симфонической фантазии П.И. Чайковского, написанной в 1876 году, но трактовка сюжета у Рахманинова совершенно самостоятельна.
Музыка «Франчески да Римини» очень напевна, вокальные партии оперы развиты и технически сложны. Облик главной героини раскрывается в Сцене в саду, где звучит ее просветленное ариозо «Пусть не дано нам знать лобзаний, пускай мы здесь разлучены…». Известный музыковед Б.В. Асафьев отмечал: «Прелестная лирика рахманиновской «Франчески» не дает в итоге законченного чувства удовлетворения: цветок расцвел и поник, не сопротивляясь».
 
Опера итальянского композитора Дж. Верди «Риголетто», написанная в 1851 году, до наших дней остается одним из самых популярных сочинений музыкального театра. Лирический образ Джильды, дочери горбуна Риголетто, в начале оперы представленный как беззаботно-шаловливый, постепенно меняется, и в одной из основных сцен – рассказе о встрече с незнакомцем из II действия – Джильда показана уже как искренне любящая героиня. Ее ария «В храм я вошла смиренно», интонационно близкая итальянской народной мелодике, считается одним из самых ярких лирико-драматических монологов оперной сцены.
 
Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен (1810-1849) известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для фортепиано композитором написаны два концерта (1829 и 1830 годы), в которых проявилось блестящее мастерство виртуоза.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 1: (I.Allegretto maestoso II.Romance. Larghetto III.Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом концерте, написанным юным Шопеном, много лет спустя композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного  инструмента. Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль: в ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин