18
апреля
Понедельник
15:00
2011
Стоимость билетов:
80 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
семинар
"Музыкальная география Венесуэлы"

Проводят:

Солист
Хосе Антонио Наранхо (флейта)
Солист
Хавьер Перри (куатро)

Дирижер – лауреат международных конкурсов Телесфоро Наранхо

О программе концерта

ИНСТРУМЕНТЫ

Флейта: поперечная флейта - музыкальный инструмент класса духовых. Не смотря на то, что поперечные флейты делаются из металла, они классифицируются как деревянные духовые инструменты, поскольку в древности делались именно из дерева. Поперечная флейта была и остается одним из самых восхитительных инструментов.

Флейта имеет очень древнее происхождение. История поперечной флейты берет своё начало за много веков до нашей эры, когда из кости изготавливались инструменты, подобные свисткам, которые, хотя и не были похожи на флейту, были ее прародителями. Цивилизации разных уголков Земного шара использовали флейты, изготовленные из дерева, кости и морских раковин во время проведения обрядов и церемоний, что породило ассоциацию флейты и плодородия. Затем флейты надолго исчезли, но в X веке люди снова стали их использовать. В те времена поперечная флейта представляла собой широкий деревянный цилиндр, исходивший из которого звук был чище и сильнее, чем у блокфлейты. В XVI веке она стала одним из самых популярных инструментов Италии, а позже и Англии. На протяжении следующих столетий конструкция поперечной флейты претерпела множество изменений: теперь она состояла из трех частей, а не из одной, кроме того, у нее появились клапаны, что улучшило качество звука. В 1832 году Теобальд Бём создал флейту, которую мы знаем и сейчас.

Бандола Льянера (бандола равнины): На данный момент в Венесуэле можно встретить несколько разновидностей бандолы: восточную бандолу с четырьмя парными струнами, бандолу с шестью колками, по две, а иногда и по три струны на каждом, а также Бандолу Льянера, которая имеет четыре одинарных струны. Восточная бандола и Бандола Льянера различаются также величиной и глубиной резонирующего корпуса. Резонирующий корпус восточной бандолы больше и глубже, струны на ней дублируются. Этот вид бандолы используется в штате Сукре, Ансуатеги и Нуэва-Эспарта, где ее также называют бандолиной. Бандола Льянера используется в штате Баринас. Корпус у неё меньше, струны на колках расположены по одной.

Бандола используется в качестве сольного инструмента, для аккомпанемента певцам и куплетистам. С ее помощью исполняются самые разные местные жанры - гольпе, пасахе, корридо и другие. Как и арфа, заменой которой она часто выступает, бандола часто используется в сопровождении куатро и маракасов, являясь уникальным инструментом для исполнения народного танца хоропо.

Куатро: Венесуэльский куатро, известный также как Куатро равнины или традиционный куатро используется для исполнения венесуэльских ритмов, среди которых стоит особо отметить мотив оркидеа, хоропо, венесуэльский меренге, гаита де фурро, парранда сентраль, вальс и агинальдо. Куатро, наряду с арфой или бандолой и мараками, является неотъемлемой частью типичных венесуэльских ансамблей. Этот струнный инструмент также использовался при исполнении песен, сопровождавших дойку, которые положили начало народным венесуэльским напевам. Обыкновенно куатро используется для аккомпанемента, но может выступать и в качестве сольного инструмента, а иногда участвовать в концертах.
Обычно музыканты играют на куатро, перебирая струны правой рукой, а левой зажимая аккорды. Игра в стандартном строе не оставляет пространства для гибкости, поэтому иногда необходимо перестроить инструмент, чтобы появилась возможность исполнять больше мелодий, как случае, когда куатро используется в качестве сольного интрумента.

Материалы, из которых делают куатро, - это дерево для корпуса и грифа, металл для изготовления ладов и колков, и нейлон для струн (также используются и металлические струны). Дерево может быть различным, в зависимости от его качества - от кедра до красного дерева. Как и в случае других инструментов существуют эксклюзивные куатро, которые изготавливаются на заказ из более высококачественных пород дерева. Существуют даже примеры изготовления куатро из пластика, акриловых материалов и стекловолокна, но они не типичны.

Контрабас: струнный музыкальный инструмент, звук извлекается при помощи толстого смычка, поскольку звучание должно быть самым низким.
Контрабас - второй по величине и по высоте звучания басовый струнный инструмент, который превосходит лишь октобас, из которого можно извлечь звук на две октавы ниже, чем из контрабаса. Поэтому до недавнего времени он крайне редко использовался в качестве сольного инструмента.
Звук из инструмента извлекается при помощи смычка или щипков подушечками
пальцев, аналогично игре на бас-гитаре или тололоче. Этот прием получил название пиццикато.

Арфа Льянера (арфа равнины): это типичный музыкальный инструмент восточного колумбийско-венесуэльского региона, имеющий 32 или 33 нейлоновых струны разной толщины, расположенных в порядке увеличения. Обычно такие арфы изготавливаются из кедра, хотя некоторые мастерские используют сосну и другие прочные и крепкие древесные породы. Для покрытия инструмента используется прозрачный лак, поскольку при нанесении цветного лака он может потерять звучание. Эта арфа тесно связана с искусством и музыкой Востока.

Мараки: разновидность погремушки, изготовленные из высушенных плодов калебасового дерева, в которые закладываются семена, рисовые зёрна или мелкие камушки, которые при встряхивании производят звук, ударяясь о кожуру плодов. В плодах делается два отверстия для того, чтобы можно было продеть насквозь деревянную ручку.

Все индейские племена ценили маракас и использовали его в своих церемониях. Маленькие, средние, большие, расписные, резные, с дырочками, с короткой или длинной рукояткой, украшенные яркими перьями - мараки оформляются по вкусу каждого племени.

ЖАНРЫ

Хопоро (равнинный, восточный и центральный)
Хопоро - традиционная форма музыки и танца, которая признается чисто венесуэльской. В давние времена слово "хопоро" ассоциировалось с праздником, но с течением времени так стали называть разновидность музыки и танца. В настоящее время хопоро является символом национальной идентичности венесуэльского народа. Происхождение хопоро уходит корнями в середину XVIII столетия, когда венесуэльские крестьяне стали использовать слово "хопоро" вместо "фанданго" для обозначения праздников, а также общественных и семейных собраний. "Фанданго" - термин испанского происхождения, который означает некоторые из наиболее народных песен и танцев жанра фламенко.
В Венесуэле различают хопоро равнины, восточный и центральный хопоро, в зависимости от региона Венесуэлы. Точно так же в регионе Гайяна, в западно-центральном регионе и в районе Анд имеется свой тип хопоро, со своими специфическими характеристиками.
Равнинный хопоро характеризуется использованием арфы с нейлоновыми струнами, куатро и мараков, хотя часто вместо арфы используют бандолу равнины.
Хоропо центральной части страны исполняется на арфе с металлическими струнами, мараках, с присутствием вокальных партий, в то время как куатро в качестве аккомпанементного инструмента исчезает, отчего звучание становится более мелодичным, но менее ритмичным.
При исполнении хопоро восточной части страны, добавляются такие инструменты как гитара, бандолина, куатро, а иногда даже небольшой европейский аккордеон. Восточный хопоро также называют "гольпе".

Меренге
Меренге - танцевальный музыкальный жанр, характерный для Каракаса, однако получивший распространение и в других регионах Венесуэлы, в каждом из которых он приобретает свои характеристики.
Меренге в ритме 2/4 или 5/8 исполняется на четырех сольных инструментах - трубе, тромбоне, саксофоне и кларнете, в сопровождении куатро, баса и перкуссии.
Лирические тексты жанра меренге обычно посвящены любви, женщине, повседневной жизни и историческим событиям страны. Стоит отметить, что меренге служил в свое время средством выражения социальной критики.
Само слово "меренге" происходит от слова гальско-гаитянского происхождения "meringue", которое переводится как "вздох".

Вальс
Из всех салонных танцев, пришедших в Венесуэлу в XIX веке, вальс занял самые прочные позиции и получил наибольшее распространение. Основные характеристики вальса заимствованы из народного австрийского танца, который называется лендлер. Хотя нельзя определить точную дату проникновения вальса в Венесуэлу, известно наверняка, что к середине XIX века в Венесуэле уже существовали нотные записи вальса, внесенные в "Новый метод для гитары и арфы", отпечатанный типографией Томаса Антеро.
XVIII век традиционно считается Золотым веком Венесуэльской музыки, несмотря на то, что в период Войны за независимость многие документы музыкальной тематики были уничтожены. В середине XIX века, а говоря конкретнее, в период правления в качестве Президента республики генерала Гусмана Бланко, было заметно значительное влияние французской культуры на общество Венесуэлы.
Популярность вальса усиливалась множеством газетных и журнальных публикаций о вальсе как о музыкальном и танцевальном жанре, и, таким образом, вальс стал основой для многих других музыкальных жанров, включая хоропо.
Среди композиторов вальса, живших в XIX веке, выделяются имена Федерико Вольмера, Рафаэля Марии Саумеля, Ильдефонсо Месерона-и-Аранды, Рохерио Карабальо, Мануэля Гуадалахары, Рамона Дельгадо Паласиоса, Сальвадора Нарсиса Льямосаса, а также знаменитой пианистки Тересы Карреньо. На рубеже XIX и XX веков сочинение вальсов продолжили музыканты-креолы Висенте Эмилио Сохо, Моисее Молейро, Иносенте Карреньо, Эвансео Кастельянос и другие. В XX веке особенно выделяются вальсы для гитары, написанные Антонио Лауро - композитором, внесшим большой вклад в развитие вальса как музыкального жанра, чьё имя вписано в историю Латинской Америки как одного из лучших композиторов для классической гитары XX века.

Песни: Народные песни - песнопения, имеющие черты, как артистического песенного жанра, так и фольклорного. Обычно они исполняются и записываются в сопровождении музыкального ансамбля. У народных песен свои знаменитые авторы. Часто, но отнюдь не всегда, авторы народных песен записывают ноты или снимают их с уже записанных музыкальных произведений. Музыкальное сопровождение создается всеми участниками ансамбля, а текст песни, напротив, пишет обычно фронтмен группы. Часто в народных песнях поётся о людях или культурном своеобразии народа. У артистов обычно нет специального вокального образования или большого опыта, но часто они используют стилизованные вокальные техники. Многие считают, что народные песни в большинстве своем проще, чем песни артистического жанра. Практически все народные песни имеют четко определенную структуру. Структура песни строится на трёх отдельных куплетах, которые затем поются подряд, образуя полный текст. Структура типичной песни народного жанра обычно такова: вступление, куплет, припев, куплет, припев, музыкальный переход, повторение припева до полного затихания.

Пасахе: "музыка равнины для романса" - музыкальный жанр, характеризующийся большим спокойствием, нежели гольпе. Это песня, посвященная любви и земле, которая обычно состоит из двух куплетов или строф. Сначала поются 2 куплета, которые повторяются, затем к ним добавляются две новые части. Например: "Рог andar de enamorado tropece con el amor,... Yo que lo andaba buscando huerfano de compresion....lo encontre por esas calles con mirada de pasion...Como un dardo celestial se arraigo en mi corazon ". Текст звучит благородно, мягко и исполняется достаточно
размеренно. Автор погружается в свои чувства, он прижимает руку к сердцу и пишет романтическую песню, в которой говорит о чувствах, нежности, красоте и печали. Эта песня - предшествует романсу. Пасахе - песня повествовательного жанра, в ней поётся о пейзаже равнины, а также, она может сопровождать ухаживание.

Гольпе Ларенсе (Ларенсийский гольпе): характерный жанр штата Лара и Западно- центрального региона страны. От других разновидностей гольпе данный отличает наличие припева, а также то, что он исполняется дуэтом, а сольное пение чередуется в нем с хором. Ларийский (или токуянский) гольпе исполняется на нескольких разных куатро в сопровождении барабана тамбора и марак.

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Хосе Антонио Наранхо
Хавьер Перри