16
апреля
Вторник
19:00
2013
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
фортепианный вечер
Памяти Николая Петрова…
I отделение

И.С. Бах (1685-1750) Токката d-moll BWV 913

Солистка – лауреат международных конкурсов
Ирина Журавель (Сидоренко) (фортепиано)

В.-А. Моцарт (1756-1791) Соната C-dur KV309

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Денисенко (фортепиано)

Э. Гранадос (1867-1916) Маха и соловей из цикла «Гойески»
(по картинам Ф. Гойи)

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849) Соната №2 b-moll ор. 35

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Денисенко (фортепиано)

К. Сен-Санс (1835-1921) - Ф. Лист (1811-1886) - В. Горовиц (1903-1989)
Пляска Смерти

Солистка – лауреат международных конкурсов
Ирина Журавель (Сидоренко) (фортепиано)

Ф. Лист (1811-1886) Мефисто-вальс

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

О программе концерта

В истории музыкальной культуры в эпоху Возрождения впервые появился жанр токкаты, ее название в итальянском языке означает «прикосновение, удар», и с этим значением она вошла в профессиональную музыку. Жанр сохранился до наших дней, хотя и менял свой облик на протяжении столетий. Особого блеска токката достигла в творчестве И.С. Баха (1685-1750), создавшего 8 клавирных и 5 органных пьес. Они отличаются блеском и импровизационностью; среди них есть как одночастные, так и многочастные сочинения, разнообразные по образному решению и по форме, в определенной мере подготавливающие замечательные прелюдии в собрании «Хорошо темперированного клавира». Токката ре-минор принадлежит к числу четырехчастных сочинений, где первый, собственно токкатный раздел, переходит в очень быстрое Presto, уступающее затем место холодновато-выразительному Adagio; и все завершается виртуозным, фактурным Allegro. При этом вторая и четвертая части Токкаты представляют собой яркие образцы баховских фуг, раскрывающих поразительное полифоническое мастерство композитора.
В каждой из своих фортепианных сонат, написанных в разные годы, В.А. Моцарт (1756-1791) — композитор и пианист-виртуоз — предстает в разном облике: как продолжатель сложившихся традиций в ранних сочинениях, как открыватель новых музыкальных горизонтов — в поздних. Его Соната № 7 (До мажор), датируемая 1777 годом, относится к периоду, когда композитор постепенно уходил от традиционных клавесина и клавикорда, все более отдавая предпочтение фортепиано. Соната посвящена Розе Каннабих, дочери капельмейстера, в доме которого в Мангейме композитор часто бывал. Опираясь на традиционную трехчастную форму (1. Allegro con spirito. 2. Andante un poco Adagio. 3. Rondeau. Allegretto grazioso), Моцарт во многом ее переосмысливает, вводит новые выразительные элементы, усложняет фортепианную фактуру. Главная же особенность заключается в том, что композитор использовал необычайно выразительные, почти вокальные темы. Не случайно выдающийся пианист ХIХ века А.Г. Рубинштейн говорил, что темы сонат Моцарта — «настоящие арии».
Испанский композитор, дирижер и пианист Энрике Гранадос (1867-1916) завоевал особую известность, благодаря своим программным сочинениям разных жанров с их яркой картинностью, выразительными фольклорными интонациями, воспроизведением приемов гитарного исполнительства. Среди фортепианных сочинений композитора особенно выделяется шестичастная сюита «Гойески» (1911), передающая образы живописных полотен великого испанского художника Франсиско Гойи. Любимая героиня художника — Маха воплощена Гранадосом в одной из самых выразительных романтических пьес сюиты «Маха и соловей» (более точное название — «Жалоба, или Маха и соловей»), в которой находит место и звукоизобразительность, и нежная лирика, и подлинный испанский колорит.
В фортепианном наследии выдающегося польского композитора Фредерика Шопена (1810-1849) выделяются три сонаты, созданные им в разные периоды творчества. Соната № 2 си бемоль минор была закончена в 1839 году и стала одним из наиболее выдающихся сочинений европейского романтизма (самая знаменитая ее часть — Похоронный марш — была написана немного раньше, в 1837 году, она во многом и определила образный строй опуса). Сочинение знаменует собой утверждение в музыке сонаты нового типа как масштабного четырехчастного строения (I. Grave. Doppio movimento. II. Scherzo. III. Marche funebre: Lento. IV.Finale: Presto), где каждая часть становится этапом в раскрытии трагедии героя. Вероятно, ни одно сочинение, помимо Сонаты № 2, не сопровождалось таким количеством эпитетов и комментариев, отразивших восприятие необычного во всех отношениях произведения. По выражению Р. Шумана, сочинение может быть определено как «четвёрка самых безумных детищ Шопена»; в третьей части (Марше), по мнению Листа, важна идея национальной трагедии: «не смерть одного лишь героя оплакивается здесь; пало всё поколение»; заключительная часть, по выражению А.Г. Рубинштейна, — это «ночное веяние ветра над гробами на кладбище». Подобное, почти программное слышание музыки Сонаты, во многом определено ее новаторскими романтическими приемами и ее ролью в развитии фортепианного искусства.
В начале 1870-х годов крупнейший французский композитор Камилл Сен-Санс (1835-1921) познакомился с творчеством поэта Анри Казалиса, выделив для себя его стихотворение с ироническим названием «Равенство, братство», основанного на сюжете старинной легенды. Темой его была пляска скелетов на кладбище зимою в полночь под звуки скрипки самой Смерти, которая играет до тех пор, пока не пропоет петух. Композитор создал на этот текст романс «Dance macabre» («Пляска Смерти» или «Пляска мертвецов»: «Вжик, вжик, вжик, Смерть каблуком отбивает такт на камне могильном»), а через некоторое время на его основе – симфоническую поэму, продолжая тем самым традиции Ф. Листа и передав ведущую роль солирующей скрипке. Композитор широко использовал в романсе ритм вальса, ввёл звукоизобразительные элементы (бой часов, заклинание «zig-zig-zig» и др.). Ф. Лист, автор сочинения с таким же названием, однако, очень высоко ценил симфоническую поэму Сен-Санса, особенно «чудесную красочность» ее партитуры, и в 1876 году сделал ее фортепианную транскрипцию. Через столетие выдающийся пианист Владимир Горовиц создал собственную редакцию сочинения.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа (1811-1886). Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора сочинений, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков